Права ребенка

Права ребенка — категория прав человека применительно к детям, права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного положения. Ребенком в международном праве признается каждый человек до 18 лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в г. Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать». Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Конвенция о правах ребенка предусматривает создание механизма контроля за выполнением государствами-участниками положений Конвенции. В соответствии со ст. 43 Конвенции учреждается Комитет по правам ребенка в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией.

Комитет состоит из 18 экспертов, члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению. Каждый эксперт должен обладать высокими нравственными качествами и быть компетентным в области, охватываемой данной Конвенцией. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур.

Комитет один раз в два года через Экономический и Социальный совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклады о своей деятельности.

Республика Узбекистан ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 9 декабря 1992 г.

За время, прошедшее с момента ратификации Конвенции Узбекистаном, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в Узбекистане регулируются такими законодательными документами, как:

Конституция Республики Узбекистан;

Семейный кодекс Республики Узбекистан;

Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка»;

Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений»;

Закон Республики Узбекистан «Об опеке и попечительстве»;

Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике»;

Закон Республики Узбекистан «Об образовании»;

Закон Республики Узбекистан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан».

В настоящее время стране проводится масштабная работа по поддержке материнства и детства, созданию условий для духовного и физического развития детей, а также обеспечению соблюдения требований Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

Вместе с тем, все больше усиливается потребность в коренном совершенствовании институциональных и правовых основ обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов детей, воспитания гармонично развитого поколения.

На основании статьи 35 государства-участники обязуются представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о процессе, достигнутом в осуществлении этих прав.
До сегодняшнего дня Республика Узбекистан представила 5 национальных докладов по выполнению положений Конвенции ООН о правах ребенка.

С принятием Постановления Президента Республики Узбекистан
от 22.04.2019 г. № ПП–4296 «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка» у Омбудсмана появился заместитель – Уполномоченный по правам ребенка. В структуре Секретариата создается сектор, содействующий деятельности по обеспечению прав ребенка.

Исходя из этого к Закону «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» разработаны поправки, в том числе направленные на совершенствование и обеспечение широкого участия общественности в его деятельности.

 

Детям – внимание и поддержка

Во-первых, детям, оставшимся без попечения родителей:

  • до достижения ими возраста восемнадцати лет предоставляется право бронирования жилого помещения в муниципальном и коммунальном жилищных фондах целевого назначения, в котором они проживали, на весь период нахождения в домах «Мехрибонлик» либо проживания с согласия органа опеки и попечительства с опекуном или попечителем (порядок регламентируют правительственным решением);
  • оказываются все виды социальных услуг независимо от места их регистрации и гражданства;
  • гарантируется полноценное рассмотрение их непосредственных обращений в государственные органы, не допускается оставление без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности.

 

Во-вторых, дети, достигшие 14 лет, могут самостоятельно подавать иски о взыскании алиментов на свое содержание с отца или матери (при раздельном проживании – одновременно с каждого родителя). Это возможно в случаях, если:

  • между родителями отсутствует договоренность о выплате алиментов лицам, не достигшим 18 лет;
  • родители не уплачивают алименты добровольно;
  • ни один из родителей не обратился в суд с иском о взыскании алиментов.

 

В-третьих, истцы освобождаются от уплаты госпошлины и иных платежей при обращении в суды с заявлением в целях защиты детей.

В-четвертых, с 1 сентября 2019 года для мужчин и женщин установлен единый минимальный возраст заключения брака – 18 лет. Напомним, ранее был брачный возраст мужчин – 18 лет, а женщин – 17. При наличии уважительных причин, в исключительных случаях районный (городской) хоким может снизить его не более чем на 1 год (т.е. до 17 лет для мужчин и женщин).

В-пятых, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также в ходе любого судебного или административного разбирательства. Органы (лица), уполномоченные принимать решения, при разрешении вопросов, затрагивающих интересы ребенка, должны рассматривать в качестве важного фактора мнение разумно и самостоятельно мыслящего ребенка независимо от его возраста и принимать решения исходя из наилучших интересов ребенка.

В-шестых, в системе Республиканского центра реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия, и предупреждения суицидов учреждается «телефон доверия» («горячая линия», общедоступная по единому короткому номеру), предназначенный для взаимосвязи с гражданами и оказания экстренной психологической, психотерапевтической, правовой помощи, консультирования и предоставления информации. С его помощью будут оказывать содействие детям, запустят веб-сайт со специальными возможностями.

 

Несовершеннолетнего иностранца не выдворят

Вводится запрет на выдворение из Узбекистана иностранного гражданина и лица без гражданства, не достигшего 18 лет, если один из его родителей либо опекун или попечитель имеет право на проживание здесь на законных основаниях. Это касается случаев:

  • нарушения правил пребывания в Республике Узбекистан (см. ст. 225КоАО; ст. 224УК);
  • исполнения или отбытия назначенного судом наказания за совершенное на территории Узбекистана преступление либо освобождения от уголовной ответственности или наказания.

 

Квоты, открытая статистика и «электронный» ЗАГС

Документом также предусматривается:

  • введение, начиная с 2019/2020 учебного года, порядок выделения дополнительной квоты приема до 1% от общего количества абитуриентов, поступающих в вузы на основе государственного гранта, для выпускников домов «Мехрибонлик» и Детских городков, являющихся круглыми сиротами;
  • размещение в течение 2 месяцев на веб-сайте stat.uz статистической информации о материнстве и детстве с постоянным обновлением этих данных;
  • полноценное внедрение до конца года системы электронного обмена данными с органами ЗАГС о рождении и смерти.

 

Нормотворческая работа

Запланирована разработка огромного количества законодательных и подзаконных актов, в частности:

  • проект Закона «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поправки к законам «О гарантиях прав ребенка» и «О профилактике правонарушений», изменения и дополнения в Уголовный кодекс (ужесточение санкций за совершение ч.2 ст. 154УК в отношении несовершеннолетнего; имплементация Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка в ст. 135УК);
  • проект нормативно-правового акта по пересмотру системы органов опеки и попечительства, определению статуса и совершенствования их деятельности;
  • изменения и дополнения, направленные на унификацию в законодательстве понятий «несовершеннолетний» и «ребенок», с целью создания благоприятных условий для участия лиц, не достигших 18 лет, в качестве субъектов правоотношений;
  • Национальная программа действий по защите прав детей и созданию для них благоприятных условий, а также проект Концепции по внедрению системы ювенальной юстиции и т.д.