Постановление Президента Республики Узбекистан

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью

За годы независимости в республике реализованы комплексные меры по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, что позволило достичь положительных результатов в обеспечении правопорядка и значительного улучшения криминогенной ситуации в стране.

Вместе с тем, формы и методы работы государственных органов, осуществляющих профилактику правонарушений, не в полной мере отвечают современным требованиям, прежде всего, ввиду недостаточного уровня использования информационно-коммуникационных технологий.

Государственные органы зачастую рассматривают профилактику правонарушений в качестве задачи лишь правоохранительных органов и как следствие не придают данной работе должного внимания.

Отсутствие адресности и комплексности мер по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, а также эффективности выявления и выработки мер по устранению причин и условий, способствующих совершению системных правонарушений, не дают ожидаемых результатов.

Недостаточная инициативность уполномоченных органов, отсутствие должного межведомственного взаимодействия, несогласованность реализуемых мероприятий требуют коренного совершенствования деятельности в сфере профилактики правонарушений и борьбы с преступностью.

В целях создания действенной системы координации деятельности по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, внедрения современных организационно-правовых механизмов предупреждения и пресечения нарушения законов:

  1. Признать работу государственных, в том числе правоохранительных органов, органов государственной власти на местах в сфере профилактики правонарушений неудовлетворительной.
  2. Определить проведение эффективной профилактики правонарушений приоритетной задачей государственных, в том числе правоохранительных органов, органов государственной власти на местах, иных государственных организаций, а также органов хозяйственного управления (далее — государственные органы и организации).

Основными направлениями деятельности государственных органов и организаций в данной сфере считать:

обеспечение гарантий надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе путем налаживания прямого и открытого диалога с населением, активного участия в деятельности Народных приемных Президента Республики Узбекистан, недопущения фактов бюрократизма и безразличного отношения к обращениям и проблемам граждан;

повышение эффективности мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений, особенно среди несовершеннолетних и молодежи, а также выявлению, анализу, устранению причин и условий, способствующих их совершению, путем выработки и реализации мер по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства;

дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия, широкое внедрение в профилактическую работу современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе систем видеонаблюдения, электронного учета и взаимообмена, межведомственных баз данных;

усиление общественного контроля, развитие социального и государственно-частного партнерства, налаживание прямого взаимодействия с органами самоуправления граждан и иными институтами гражданского общества;

активное взаимодействие со средствами массовой информации, широкое использование возможностей всемирной информационной сети Интернет в вопросах доведения до населения сути и значения проводимых профилактических мероприятий, сведений о состоянии законности и уровне преступности, оперативное информирование широкой общественности о совершенных правонарушениях и мерах по их пресечению;

внедрение конкретных критериев оценки эффективности профилактики правонарушений, учитывающих в том числе динамику, повторность совершения правонарушений, общественное мнение, степень удовлетворенности граждан результатами профилактической работы и уровень взаимодействия с населением;

обеспечение адресности, отраслевой специализации, учета территориальных и иных особенностей при разработке и реализации межведомственных программ по профилактике правонарушений;

повышение эффективности мер по решению социальных проблем, в первую очередь обеспечению занятости населения, активизации вовлечения женщин и молодежи в общественно-полезную деятельность, организации содержательного досуга несовершеннолетних;

осуществление комплексных научных и прикладных исследований проблем профилактики правонарушений, внедрение современных методологий ведения профилактической работы;

развитие системы мер по оказанию правовой, социальной, психологической, медицинской, педагогической и иной помощи потерпевшим от правонарушений и лицам с антисоциальным поведением, склонным к совершению правонарушений или их совершившим;

совершенствование механизмов привлечения граждан и общественных организаций к профилактике правонарушений, в том числе путем их материального и иного стимулирования.

  1. Принять предложение Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности и Министерства юстиции Республики Узбекистан о:

создании Республиканской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

преобразовании Комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Узбекистан, комиссий по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах города Ташкента, областей, районов (городов) соответственно в Республиканскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и территориальные межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних;

создании постоянно действующих межведомственных оперативно-следственных групп при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, прокуратурах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента из числа опытных сотрудников органов прокуратуры, внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан.

  1. Определить, что Генеральная прокуратура Республики Узбекистан является единым координирующим органом:

Республиканской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

Республиканской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних;

Республиканской межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми;

Республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции.

  1. Определить каждый четверг недели «Днем профилактики правонарушений», обратив особое внимание на осуществление в этот день следующих мероприятий:

реализацию системных мер, направленных на формирование культуры нетерпимости к правонарушениям, искоренение правового нигилизма и популяризацию законопослушного поведения граждан, в том числе путем организации «дней открытых дверей» в опорных пунктах органов внутренних дел, правоохранительных и иных государственных органах и организациях;

организацию выездных приемов граждан, встреч представителей государственных органов и организаций с населением на местах для всестороннего обсуждения состояния законности и эффективности мер по профилактике правонарушений, в первую очередь в местах с неблагоприятной криминогенной обстановкой;

проведение выездных судебных заседаний по общественно значимым судебным разбирательствам;

осуществление подворового обхода, в том числе с целью изучения социально-экономических условий жизни населения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;

заслушивание информации руководителей государственных органов и организаций о принимаемых мерах по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

обсуждение на специальных теле-, радиопередачах с участием представителей государственных органов и организаций, общественности состояния преступности на местах, причин и условий совершения правонарушений, результатов работы по раскрытию преступлений и привлечению к ответственности виновных лиц;

организацию публикаций в средствах массовой информации, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, статей, комментариев и других материалов по вопросам профилактики правонарушений и борьбы с преступностью.

Республиканской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью в двухнедельный срок утвердить типовую программу проведения дней профилактики правонарушений, предусматривающую реализацию конкретных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего постановления с определением ответственных исполнителей.

  1. Утвердить:

Положение о Республиканской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью и ее состав согласно приложениям №№ 1 и 2;

Положение о межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних и состав Республиканской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних согласно приложениям №№ 3 и 4;

Положение о Республиканской межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми и ее состав согласно приложениям №№ 5 и 6;

Программу по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью на 2017 — 2018 годы согласно приложению № 7*;

* Приложение № 7 не приводится.

Схему координации работ по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью согласно приложению № 8;

Схему организации мероприятий в рамках «Дня профилактики правонарушений» согласно приложению № 9.

См. предыдущую редакцию.

  1. Создать в структуре Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан Управление анализа проблем обеспечения законности и правопорядка (далее — Управление) со штатной численностью 25 ед. в пределах общей штатной численности.

(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2017 года № ПП-3016 — Национальная база данных законодательства, 15.02.2018 г., № 06/18/5343/0703)

Основными задачами Управления определить:

организацию системного анализа причин и условий совершения правонарушений, факторов, влияющих на обеспечение законности и правопорядка, особенно в сферах с негативной динамикой правонарушений;

выработку совместно с другими структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами действенных мер по искоренению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, недопущению и устранению нарушений законодательства, а также фактов произвольного, субъективного, избирательного толкования правовых норм, совершенствованию деятельности государственных органов и организаций;

критический анализ эффективности и результативности проводимых мероприятий по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

подготовку предложений по внедрению современных методов и форм обеспечения законности и правопорядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;

организацию и проведение семинаров, «круглых столов», конференций, симпозиумов и других мероприятий по актуальным вопросам обеспечения законности и правопорядка;

изучение передового зарубежного опыта в сфере обеспечения законности и правопорядка, подготовку предложений по его внедрению в Республике Узбекистан.

  1. Предоставить право Генеральному прокурору Республики Узбекистан принимать на работу в Управление высококвалифицированных кадров неюридической специальности (экономисты, финансисты, социологи и другие), обладающих необходимыми знаниями и опытом.

См. предыдущую редакцию.

Установить работникам Управления дополнительную надбавку в размере 50 процентов от их должностного оклада. При этом данная надбавка включается в состав должностного оклада работников Управления при исчислении установленных законодательством стимулирующих доплат и надбавок.

(абзац второй пункта 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2018 года № УП-5475 — Национальная база данных законодательства, 11.07.2018 г., № 06/18/5475/1489)

  1. Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Службе национальной безопасности совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления Правительства, предусматривающий утверждение Программы мер по поэтапному внедрению единой информационной системы в сферу профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, обеспечивающей эффективный обмен сведениями и материалами между уполномоченными органами и иными организациями.
  2. Министерству финансов Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести изменения в сметы расходов и штатные расписания Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, предусмотрев покрытие расходов, предусмотренных в пункте 8 настоящего постановления, за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
  3. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством внутренних дел и Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в установленном порядке проекты соответствующих нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего постановления.
  4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, Государственного советника Президента Республики Узбекистан О.Б. Муродова и Генерального прокурора Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

г. Ташкент,

14 марта 2017 г.,

№ ПП-2833

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833

положение

о Республиканской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью

Глава 1. Общие положения

  1. Республиканская межведомственная комиссия по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью (далее — Комиссия) является органом, координирующим деятельность органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений и борьбу с преступностью (далее — уполномоченные органы и учреждения).
  2. Решения, принимаемые Комиссией, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, ведомствами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями.
  3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, настоящим Положением и другими актами законодательства.
  4. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, иными организациями, а также создаваемыми территориальными комиссиями Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента, районов (городов) по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью (далее — территориальные комиссии).

Глава 2. Основные задачи Комиссии

  1. Основными задачами Комиссии являются:

обеспечение законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства от правонарушений;

организация разработки и реализации государственных и иных программ в области профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, а также контроля за их исполнением;

координация деятельности уполномоченных органов и учреждений в целях обеспечения эффективности их деятельности, тесного взаимодействия и слаженности работы;

оценка, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

изучение практики выявления, расследования, предупреждения и пресечения преступлений;

повышение эффективности оперативно-розыскных и профилактических мероприятий с целью обеспечения раскрытия преступлений и розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

выявление, анализ и устранение причин и условий системных недостатков путем совершенствования правоприменительной практики и законодательства;

разработка и реализация мер по улучшению взаимодействия органов и учреждений в предупреждении и пресечении правонарушений, а также по выявлению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих;

сбор, хранение, обработка, анализ информации по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, а также ее использование в целях повышения эффективности деятельности соответствующих органов и учреждений;

координация деятельности территориальных комиссий.

Глава 3. Права и обязанности Комиссии

  1. Комиссия имеет право:

принимать решения, направленные на повышение эффективности деятельности уполномоченных органов и учреждений;

заслушивать отчеты руководителей уполномоченных органов и учреждений по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

вносить предложения в соответствующие органы государственной власти и управления, другие организации о привлечении к ответственности их должностных лиц за неисполнение законодательства и решений Комиссии по вопросам профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;

запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти и управления, общественных объединений и других организаций информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

приглашать на заседания Комиссии должностных лиц органов государственной власти и управления, общественных объединений и иных организаций, не являющихся членами Комиссии;

создавать рабочие комиссии и (или) экспертные группы для изучения состояния работ по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, а также привлекать специалистов к работе в этих комиссиях и группах;

инициировать поощрение лиц, активно участвующих в обеспечении верховенства закона, укреплении законности и повышении правовой культуры в обществе, а также профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.

Комиссия может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

  1. Комиссия обязана:

исполнять решения Президента и Правительства Республики Узбекистан по организации мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;

осуществлять контроль и мониторинг за своевременным исполнением решений, принятых Комиссией.

Комиссия может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 4. Организация работы Комиссии

  1. Персональный состав Комиссии утверждается Президентом Республики Узбекистан.
  2. Территориальные комиссии образуются в составе председателя (руководитель органа внутренних дел), заместителя председателя и членов. В состав территориальных комиссий включаются, как правило, руководители правоохранительных органов, а также органов по труду, государственного управления образованием, управления государственной системой здравоохранения, иных органов государственного управления.
  3. Комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе и проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
  4. Комиссия возглавляется председателем, который:

руководит деятельностью Комиссии;

созывает и председательствует на заседаниях Комиссии;

утверждает повестку дня заседаний Комиссии;

утверждает планы работы Комиссии.

  1. Функции рабочего органа Комиссии выполняет Министерство внутренних дел Республики Узбекистан.
  2. Рабочий орган:

разрабатывает планы работы Комиссии, осуществляет контроль за их выполнением, а также организует текущую работу Комиссии в соответствии с утвержденным планом;

организует подготовку материалов по вопросам, включаемым в повестку дня заседаний Комиссии;

подготавливает проекты решений и иных документов по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

организует контроль и мониторинг за исполнением решений Комиссии;

обеспечивает рассмотрение поступающей корреспонденции, осуществляет переписку и подготовку решений по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

взаимодействует со средствами массовой информации;

осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии.

Рабочий орган может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.

  1. Уполномоченные органы и учреждения, в пределах своих компетенций, ежеквартально представляют в Комиссию:

отчеты о состоянии преступности и правонарушениях;

отчеты о деятельности по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

предложения по устранению причин и условий совершения преступлений и правонарушений.

  1. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.

Решения Комиссии оформляются протоколом, подписываемым членами Комиссии, участвовавшими в заседании, и утверждаемым председателем Комиссии. При подписании протокола члены Комиссии вправе письменно выразить свое особое мнение.

  1. Решения Комиссии направляются соответствующим уполномоченным органам и учреждениям, а также заинтересованным органам государственной власти и управления, иным организациям, руководители которых несут ответственность за своевременное и полное их исполнение.

В целях качественного исполнения решений Комиссии руководителями уполномоченных органов и учреждений организуются мониторинг и контроль за ходом их исполнения.

  1. Планы работы Комиссии составляются на каждое полугодие на основании предложений, поступивших от членов Комиссии, рассматриваются на заседании Комиссии и утверждаются ее председателем.

Глава 5. Взаимодействие с судебными органами

  1. Взаимодействие Комиссии с судами осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах», другими актами законодательства с соблюдением принципа независимости судебной власти.

Взаимодействие с судами может проводиться в следующих основных формах:

обмен информацией и использование данных судебно-следственной статистики, материалов судебной практики при разработке мер по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

совместная разработка проектов нормативно-правовых и других актов в целях обеспечения совершенствования законодательства и правоприменительной практики;

участие в установленном законом порядке в подготовке постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан о даче разъяснений по вопросам применения законодательства;

проведение совместных семинаров, «круглых столов» и конференций, участие в работе по повышению квалификации работников уполномоченных органов и учреждений;

направление в соответствующие уполномоченные органы и учреждения, а также заинтересованные органы государственной власти и управления, иные организации совместных информационных писем, указаний, справок, обзоров.

  1. На заседаниях Комиссии могут принимать участие председатели соответствующих судов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833

состав

Республиканской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью

См. предыдущую редакцию.

1. Азизов А.А. министр внутренних дел Республики Узбекистан, председатель Комиссии
2. Азимов М.Б. заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан, заместитель председателя Комиссии
3. Абдухакимов А.А. министр занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан
4. по должности заместитель председателя Службы государственной безопасности Республики Узбекистан
5. Тогаев К. заместитель председателя Верховного суда Республики Узбекистан
6. Жураев Н.С. заместитель министра юстиции Республики Узбекистан
7. Норматов Ш.Т. первый заместитель министра обороны Республики Узбекистан
8. Раимов Б.Я. первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан
9. Гадоев Э.Ф. заместитель председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан
10. Баситханова Э.И. заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан
11. Кенжаев Д.М. заместитель министра народного образования Республики Узбекистан
12. Маджидов И.У. первый заместитель министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
13. Абдусаматов Б.Х. председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы
14. Дусанов З.А. начальник Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан
15. Жавлонов Ш.С. первый заместитель председателя Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан, председатель Фонда «Махалла»
16. Эргашев А. начальник Главного управления профилактики правонарушений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, руководитель ответственного подразделения рабочего органа.

Примечание: при переходе членов Комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.

(приложение № 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2018 года № УП-5456 — Национальная база данных законодательства, 07.06.2018 г., № 06/18/5456/1316)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833

положение

о межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних

Глава 1. Общие положения

  1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Республиканской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних (далее — Республиканская комиссия), межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента (далее — региональные комиссии), районов (городов) (далее — районные (городские) комиссии).
  2. Республиканская комиссия, а также региональные комиссии, районные (городские) комиссии (далее — территориальные комиссии) являются органами, осуществляющими свою деятельность на общественных началах, в целях:

предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антисоциальных действий среди несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, им способствующих;

обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Территориальные комиссии в своей деятельности подотчетны вышестоящим комиссиям, информируют и отчитываются о своей деятельности по итогам каждого квартала.

  1. Персональный состав Республиканской комиссии утверждается Президентом Республики Узбекистан.

Рабочим органом Республиканской комиссии является Генеральная прокуратура Республики Узбекистан.

  1. Территориальные комиссии образуются в составе председателя (хоким района (города), области и города Ташкента, Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан), заместителя председателя и 10-18 членов.

Количество членов территориальных комиссий устанавливается в зависимости от объема работы.

Ответственный секретарь осуществляет текущую работу и контроль за выполнением решений территориальных комиссий.

В состав территориальных комиссий могут входить соответственно представители органов народного образования, среднего специального, профессионального образования, здравоохранения, внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов, по труду, культуры, спорта, внутренних дел, а также представители комитета женщин, профсоюзов, негосударственных некоммерческих организаций, организации содействия обороне, трудовых коллективов, культурно-просветительских и других учреждений.

В целях обеспечения последовательной деятельности территориальных комиссий за счет местных бюджетов в структуре Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, районов (городов) осуществляют деятельность ответственные секретари территориальных комиссий, а также при необходимости инспектора по работе с несовершеннолетними.

В составе территориальных комиссий могут создаваться секции: по культурно-воспитательной работе среди несовершеннолетних, по работе с учащимися образовательных учреждений, по вопросам трудового и бытового устройства несовершеннолетних, по надзору за несовершеннолетними, вернувшимися из специализированных учебно-воспитательных учреждений и освобожденными из воспитательных колоний.

Для анализа и выработки предложений по важным вопросам, отнесенным к компетенции комиссий, могут создаваться временно или постоянно действующие рабочие группы.

  1. Деятельность комиссий осуществляется при широком участии общественности. К работе комиссий могут привлекаться представители профсоюзов, родительских комитетов, попечительских советов образовательных учреждений, органов самоуправления граждан и других институтов гражданского общества.

Комиссии из числа лиц, привлеченных к работе, выделяют общественных инспекторов и общественных воспитателей по работе среди несовершеннолетних.

  1. Комиссии по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают постановления, обязательные для исполнения государственными органами и организациями.

Государственные органы и организации, их должностные лица обязаны в течение десяти дней сообщить комиссиям о мерах, принятых во исполнение постановлений комиссий.

Обязанности по решению вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением территориальных комиссий, возлагаются соответственно на хокимияты районов (городов), областей, города Ташкента, Совет Министров Республики Каракалпакстан, Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Глава 2. Основные задачи и функции Республиканской комиссии

  1. Основными задачами Республиканской комиссии являются:

организация разработки и реализации государственных и иных программ в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также контроля за их исполнением;

координация деятельности государственных органов и организаций в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов в целях обеспечения эффективной деятельности, тесного взаимодействия и слаженности работы;

оценка, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав, свобод и законных интересов;

выявление, анализ и устранение причин и условий системных недостатков путем совершенствования правоприменительной практики и законодательства;

разработка и реализация мер по улучшению взаимодействия государственных органов и организаций в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также по выявлению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих;

сбор, хранение, обработка, анализ информации по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также ее использование в целях повышения эффективности деятельности соответствующих органов и учреждений;

координация деятельности территориальных комиссий.

  1. В соответствии с возложенными задачами Республиканская комиссия:

осуществляет меры по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав, свобод и законных интересов;

контролирует и направляет работу территориальных комиссий, осуществляет анализ их деятельности, оказывает им организационно-методическую помощь;

обобщает и распространяет положительный опыт работы органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказывает им организационно-методическую помощь;

принимает меры по координации деятельности государственных органов и организаций в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

изучает и обобщает вопросы, связанные с соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей;

вырабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами согласованные подходы по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

обеспечивает реализацию нормативно-правовых актов по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

разрабатывает комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и иных антисоциальных действий среди несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав, свобод и законных интересов, а также осуществляет контроль за реализацией этих мероприятий;

изучает проекты целевых программ, связанных с решением проблем, отнесенных к своей компетенции;

проводит анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних, совершению ими правонарушений или иных антисоциальных действий;

принимает меры по усилению общественного контроля за деятельностью государственных органов, развитию социального партнерства и прямого взаимодействия с институтами гражданского общества;

разрабатывает предложения по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

принимает участие в разработке проектов нормативно-правовых актов в сфере обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

изучает деятельность органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию;

рассматривает предложения государственных органов и организаций по вопросам, входящим в ее компетенцию.

Республиканская комиссия может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.

Глава 3. Основные задачи и функции региональных комиссий

  1. Основными задачами региональных комиссий являются:

осуществление мер по защите и восстановлению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и иных антисоциальных действий среди несовершеннолетних;

координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и организаций в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

оценка, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав, свобод и законных интересов;

выявление, анализ и устранение причин и условий системных недостатков;

разработка и реализация мер по улучшению взаимодействия государственных органов и организаций в предупреждении и пресечении правонарушений, а также по выявлению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих;

сбор, хранение, обработка, анализ информации по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также ее использование в целях повышения эффективности деятельности соответствующих органов и организаций;

координация деятельности районных (городских) комиссий.

  1. В соответствии с возложенными задачами региональные комиссии:

разрабатывают и осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, устранению причин, порождающих эти явления, устройству детей и защите их прав, свобод и законных интересов на территории города Ташкента, соответствующей области, Республики Каракалпакстан;

контролируют и направляют работу районных (городских) комиссий, осуществляют анализ их деятельности, оказывают им организационно-методическую помощь;

обобщают и распространяют положительный опыт работы государственных органов и организаций, оказывают им организационно-методическую помощь;

подготавливают предложения по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

принимают меры по координации деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

проверяют постановления районных (городских) комиссий и отменяют незаконные или необоснованные постановления.

Глава 4. Задачи и функции районных (городских) комиссий

  1. Основными задачами районных (городских) комиссий являются:

осуществление мер по защите и восстановлению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и иных антисоциальных действий среди несовершеннолетних;

организация контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и организаций в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

оценка, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав, свобод и законных интересов;

выявление, анализ и устранение причин и условий системных недостатков;

разработка и реализация мер по улучшению взаимодействия государственных органов и организаций в предупреждении и пресечении правонарушений, а также по выявлению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих;

сбор, хранение, обработка, анализ информации по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также ее использование в целях повышения эффективности деятельности соответствующих органов и организаций;

оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений по исполнению наказания либо вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иной работы по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.

  1. В соответствии с возложенными задачами районные (городские) комиссии:

координируют деятельность органов народного образования, здравоохранения, по труду, культуры, спорта, внутренних дел, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, предприятий, учреждений и организаций по вопросам воспитания детей, их устройства, укрепления здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

разрабатывают и осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, устранению причин и условий, им способствующих, устройству детей, а также защите их прав, свобод и законных интересов на территории районов (городов);

подготавливают предложения по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

осуществляют мероприятия по выявлению и учету несовершеннолетних, нуждающихся в государственной и общественной помощи;

проводят правовую пропаганду среди несовершеннолетних, педагогических коллективов и общественности;

рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или лиц, заменяющих родителей, а также иных лиц, связанные с нарушением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

принимают меры по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений по исполнению наказания или вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений, содействия в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи государства;

рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;

применяют к несовершеннолетним меры воздействия.

Районные (городские) комиссии могут осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.

Глава 5. Контрольные функции районных (городских) комиссий

  1. Районные (городские) комиссии совместно с органами внутренних дел организуют наблюдение за поведением несовершеннолетних, подвергнутых мерам воспитательного воздействия или административного взыскания, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, возвратившихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений или отбывших наказание в воспитательных колониях, а также ведут учет несовершеннолетних этой категории.

Районные (городские) комиссии, в случае необходимости, принимают меры к трудоустройству несовершеннолетних или направлению их в образовательные учреждения в порядке, установленном законодательством.

  1. Районные (городские) комиссии осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей в специализированных учебно-воспитательных учреждениях и образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией культурного досуга детей по месту жительства, а также, в необходимых случаях, за воспитательной работой с несовершеннолетними в общеобразовательных школах, иных образовательных учреждениях, культурно-просветительских учреждениях и спортивных организациях.

Исключение несовершеннолетнего из общего среднего и среднего специального, профессионального образовательного учреждения в связи с переводом в образовательное учреждение в иностранном государстве может быть произведено только с согласия районной (городской) комиссии, на территории которой расположено данное учреждение.

  1. Районные (городские) комиссии в порядке, установленном законодательством, осуществляют контроль за соблюдением в организациях законодательства о труде в отношении несовершеннолетних, состоянием воспитательной работы с ними, созданием необходимых материально-бытовых условий для повышения их общеобразовательного, культурного и профессионального уровня.

Районные (городские) комиссии вправе требовать прекращения трудового договора, заключенного между несовершеннолетними и работодателем, если продолжение работы угрожает их здоровью или сопряжено с иным ущербом для них.

  1. Районные (городские) комиссии осуществляют постоянный контроль за проведением воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения, условиями содержания и правильностью организации труда в находящихся на территории данного района (города) специализированных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях, подразделениях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и центрах социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел, а также оказывают содействие этим учреждениям в проведении указанной работы.

Глава 6. Права районных (городских) комиссий

  1. Районные (городские) комиссии имеют право:

осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних в государственных органах и организациях;

проверять условия содержания и воспитания несовершеннолетних в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях и центрах социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел, а также проверять состояние работы в подразделениях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних органов внутренних дел;

проверять состояние воспитательной работы с несовершеннолетними в общеобразовательных школах и других образовательных учреждениях, культурно-просветительских учреждениях, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях, где работают несовершеннолетние;

контролировать при проектировании застройки новых жилых массивов и районов выделение земельных площадей для сооружения игровых и спортивных площадок, детских стадионов и зон детского отдыха;

получать от государственных органов и организаций сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;

приглашать на свои заседания должностных лиц, специалистов и иных лиц для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

заслушивать на заседаниях сообщения руководителей соответствующих государственных органов и организаций по вопросам, относящимся к условиям содержания, воспитания и образования несовершеннолетних;

производить личный прием несовершеннолетних, родителей, рассматривать их жалобы и заявления, знакомиться с их личными делами;

привлекать граждан, имеющих необходимую подготовку, жизненный опыт или опыт работы с детьми, с их согласия для оказания помощи родителям или лицам, заменяющим родителей, в перевоспитании несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антисоциальные действия;

принимать соответствующие меры по сообщениям о случаях нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

вносить представления в государственные органы и организации по вопросам ведения воспитательной работы с несовершеннолетними, направления на учебу и их трудоустройства;

возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних, вносить в районный (городской) суд по уголовным делам представления об освобождении от ответственности, о применении более мягкого наказания, об условном осуждении, о досрочном снятии судимости; совместно с органом, ведающим исполнением наказания, вносить в районный (городской) суд по уголовным делам представления об условно-досрочном освобождении от наказания несовершеннолетних или замене не отбытой части наказания более мягким наказанием; совместно с органом внутренних дел вносить в районный (городской) суд по уголовным делам представления об отмене отсрочки исполнения приговора к лишению свободы и о направлении осужденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, давать согласие администрации воспитательной колонии обращаться с представлениями в районный (городской) суд по уголовным делам об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбытия наказания;

вносить на рассмотрение хокимиятов районов (городов) вопросы о состоянии воспитательной работы, профессионального обучения, трудоустройства и направления на учебу несовершеннолетних;

вносить представления в соответствующие государственные органы и иные организации о привлечении к ответственности их должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений комиссий, а также непринятия мер по устранению нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий.

Республиканская комиссия, региональные комиссии при выполнении своих функций пользуются правами, предусмотренными настоящим пунктом.

Глава 7. Меры по устройству несовершеннолетних

  1. Районные (городские) комиссии совместно с органами образования, по труду, здравоохранения, внутренних дел и при широком участии общественности обеспечивают выявление и постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении; несовершеннолетних, не посещающих либо систематически пропускающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях, а также других несовершеннолетних, нуждающихся в государственной и общественной помощи, и принимают меры к их устройству.
  2. Постановления районных (городских) комиссий с указанием формы устройства несовершеннолетних направляются:

1) в органы образования:

для устройства детей в общеобразовательные школы, академические лицеи, профессиональные колледжи;

для устройства детей в специализированные общеобразовательные школы для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, и иные соответствующие учебно-воспитательные учреждения;

2) в органы опеки и попечительства — для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) в органы здравоохранения — для устройства детей-инвалидов, организации лечения несовершеннолетних, систематически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, оказания специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;

4) в органы внутренних дел — для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении;

5) руководителям предприятий, учреждений и организаций (после получения сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей от органов по труду) — для приема на работу.

Глава 8. Дела, рассматриваемые комиссиями

  1. На районные (городские) комиссии возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних:

совершивших в возрасте до четырнадцати лет общественно опасные деяния, за исключением совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах после исполнения им тринадцати лет;

совершивших в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет общественно опасные деяния, за которые для них не предусмотрена уголовная ответственность;

совершивших деяния, содержащие признаки преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело;

совершивших в возрасте до шестнадцати лет нарушение правил дорожного движения;

совершивших иные антисоциальные действия;

уклоняющихся от обязательного обучения в образовательных учреждениях среднего, среднего специального и профессионального образования (в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах);

освобожденных от ответственности на основании законодательства при совершении ими впервые преступления, не представляющего большой общественной опасности;

совершивших административные правонарушения, в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

Глава 9. Меры воздействия и порядок их применения

  1. Районные (городские) комиссии в случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, в качестве мер воздействия на несовершеннолетних могут:

внести представления в районный (городской) суд о возложении на несовершеннолетнего обязанности принести извинение потерпевшему;

вынести предупреждение;

внести представление в районный (городской) суд о возложении на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанности возместить или устранить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок, и сумма ущерба не превышает установленного минимального размера заработной платы, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий установленного минимального размера заработной платы;

наложить штраф на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, в случаях и размерах, предусмотренных Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;

передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или негосударственной некоммерческой организации с их согласия;

направить в суд ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Обо всех мерах воздействия, принятых по каждому конкретному случаю, районные (городские) комиссии обязаны информировать соответствующие органы внутренних дел для решения вопроса о проведении подразделениями профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством, индивидуальной профилактической работы по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего.

  1. Районные (городские) комиссии в качестве мер воздействия на родителей или лиц, их заменяющих, за уклонение от выполнения своих обязанностей или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательное влияние на их поведение или жестокое обращение с ними, а также за совершение несовершеннолетними правонарушений или иных антисоциальных действий могут:

наложить штраф в размерах, установленных Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;

в исключительных случаях, при наличии непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка, вносить в органы опеки и попечительства ходатайство о временном, до разрешения дела судом, отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.

Комиссия вправе обращаться в межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам с иском об ограничении дееспособности родителей, лишении родительских прав, отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.

  1. Направление несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения может производиться по определению районного (городского) суда по уголовным делам, вынесенного на основании ходатайства комиссии в порядке, установленном законодательством.
  2. Районные (городские) комиссии вносят представления в соответствующие государственные органы о применении мер воздействия к родителям или лицам, их заменяющим, неправильно относящимся к воспитанию детей или препятствующим выполнению постановления комиссии, а также о привлечении к ответственности лиц, создающих условия для совершения детьми правонарушений, либо подстрекающих или привлекающих несовершеннолетних к совершению преступления и других антисоциальных действий.
  3. При применении мер воздействия, предусмотренных пунктом 21 настоящего Положения, районная (городская) комиссия должна учитывать характер, степень и причины правонарушения, возраст несовершеннолетнего и условия его жизни, степень его участия в правонарушении, а также поведение его в быту, в образовательном учреждении и на работе.

Постановление районной (городской) комиссии об объявлении предупреждения, действует в течение одного года. Мера воздействия считается погашенной, если несовершеннолетний, к которому она была применена, в течение этого срока не совершил нового правонарушения. Комиссия, которая применила меру воздействия, может своим постановлением отменить ее до истечения одного года в случае примерного поведения несовершеннолетнего, в отношении которого эта мера воздействия была применена.

Действие постановления районной (городской) комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо общественных воспитателей или под наблюдение трудового коллектива, негосударственной некоммерческой организации может быть в любое время прекращено самой комиссией по ходатайству этих лиц или организаций, если несовершеннолетний примерным поведением и добросовестным отношением к работе и учебе доказал свое исправление.

В случае, когда избранная мера воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего оказалась безуспешной, комиссия вправе применить к такому несовершеннолетнему более строгую меру из числа указанных в пункте 21 настоящего Положения.

  1. Постановление районной (городской) комиссии о наложении штрафа подлежит исполнению лицом, на которое наложен штраф, не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

Штраф, наложенный постановлением районной (городской) комиссии, вносится в соответствующее банковское учреждение.

В случае неуплаты штрафа в срок постановление районной (городской) комиссии о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии лица, подвергнутого штрафу в соответствии с правилами, установленными законодательством об исполнении судебных актов и актов иных органов.

См. предыдущую редакцию.

Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или при невозможности взыскания из заработной платы или иного дохода, пенсии или стипендии правонарушителя по другим причинам, взыскание штрафа производится на основании постановления районной (городской) комиссии о наложении штрафа государственным исполнителем путем обращения взыскания на имущество правонарушителя, а также на его долю в общей собственности.

(абзац четвертый пункта 26 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 9 октября 2017 года № УП-5200 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)

  1. В специализированных школах несовершеннолетние могут содержаться до достижения ими шестнадцати лет, а в специализированных профессиональных колледжах — до восемнадцати лет.

В исключительных случаях пребывание учащихся в специализированных школах может быть продлено до достижения ими семнадцатилетнего возраста.

Несовершеннолетние находятся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях до исправления, но не более трех лет.

Районная (городская) комиссия по месту нахождения специализированных учебно-воспитательных учреждений может разрешить учащемуся остаться в указанных учреждениях и по истечении трехлетнего срока до окончания соответствующего класса средней общеобразовательной школы или профессионального колледжа в текущем учебном году.

Учащиеся специализированных школ, закончившие обучение в данном учреждении, но не исправившие своего поведения, районной (городской) комиссией по месту нахождения таких школ могут быть направлены в специализированные профессиональные колледжи.

Вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания несовершеннолетних в специализированных учебно-воспитательных учреждениях периодически, но не реже одного раза в год, рассматривается районными (городскими) комиссиями по месту нахождения этих учреждений по инициативе районной (городской) комиссии по представлению администраций названных учреждений либо по ходатайству родителей или лиц, их заменяющих.

  1. Пребывание несовершеннолетнего в специализированном учебно-воспитательном учреждении прекращается по постановлению районной (городской) комиссии по месту нахождения указанного учреждения на основании решения педагогического совета, утвержденного руководителем специализированного учебно-воспитательного учреждения, о чем не менее чем за месяц до выпуска несовершеннолетнего извещается комиссия по месту жительства несовершеннолетнего, которая обязана принять меры к трудоустройству или направлению несовершеннолетнего в образовательное учреждение и созданию ему необходимых жилищно-бытовых условий.
  2. В случаях, когда лицо после выпуска из специализированного учебно-воспитательного учреждения, образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть направлено к родителям или лицам, их заменяющим, в связи с лишением их в установленном законом порядке родительских или опекунских прав, а также, когда возвращение лица на место прежнего жительства невозможно в силу определенных причин (отсутствие родителей или лиц, их заменяющих, надлежащих условий для бытового и трудового устройства и дальнейшего воспитания), районная (городская) комиссия по месту нахождения этого учреждения принимает меры по устройству быта, учебы или трудоустройству несовершеннолетнего. В случае необходимости районная (городская) комиссия вправе обратиться в соответствующий районный (городской) хокимият с представлением о назначении несовершеннолетнему опекуна, попечителя.

При решении указанных вопросов районная (городская) комиссия по месту нахождения перечисленных в настоящем пункте учреждений должна получить соответствующее заключение районной (городской) комиссии по месту прежнего жительства несовершеннолетнего или по месту пребывания его родителей или лиц, их заменяющих.

  1. Районная (городская) комиссия по прежнему месту жительства освобожденного из воспитательной колонии несовершеннолетнего до достижения им восемнадцатилетнего возраста принимает меры к устройству такого лица на работу или учебу и осуществляет контроль за его поведением.

В случае, если возвращение освобожденного несовершеннолетнего к родителям или лицам, их заменяющим, невозможно в связи с отсутствием названных лиц либо лишением их родительских или опекунских прав, комиссия по прежнему месту жительства освобожденного по представлению администрации воспитательной колонии принимает меры к устройству его на работу в соответствии с имеющейся специальностью или на учебу, а также к созданию для него жилищно-бытовых условий.

В исключительных случаях, когда направление несовершеннолетнего, освобожденного из воспитательной колонии, к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений, его устройство по представлению администрации воспитательной колонии осуществляется районной (городской) комиссией по месту нахождения воспитательной колонии.

Районная (городская) комиссия обязана решить вопрос об устройстве освобожденного несовершеннолетнего не позднее десятидневного срока со дня обращения его за помощью.

Глава 10. Подготовка и рассмотрение дел территориальными комиссиями

  1. Территориальные комиссии рассматривают дела:

переданные в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан;

об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;

по представлению органов внутренних дел, образовательных учреждений;

по представлению профессиональных союзов, родительских комитетов при образовательных учреждениях, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций;

по заявлениям граждан;

по собственной инициативе.

Территориальные комиссии рассматривают дела в срок не более пятнадцати дней с момента их поступления.

  1. Материалы о правонарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской) комиссией, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, который принимает решение:

рассмотреть дело на заседании комиссии;

произвести дополнительную проверку материалов дела или обследование по поступившим заявлениям, представлениям.

  1. До рассмотрения комиссией дела о правонарушениях несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, а несовершеннолетний, воспитывающийся в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или специализированном учебно-воспитательном учреждении, — под присмотр администрации этих учреждений.

Несовершеннолетний, дело которого должно рассматриваться территориальной комиссией, подлежит направлению на медицинское обследование, если возникает сомнение в его психической полноценности.

  1. При подготовке и рассмотрении дела территориальная комиссия должна точно установить возраст, род занятий, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его содержание, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.

Территориальная комиссия обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним, и принимать меры к их устранению.

  1. Территориальная комиссия может истребовать необходимые сведения и документы, а также вызывать должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, рассматриваемым территориальной комиссией.

При неявке по вызову территориальной комиссии должностных лиц и граждан без уважительных причин территориальная комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к обеспечению их явки через администрацию, негосударственные некоммерческие организации по месту их работы или учебы.

В случае отказа несовершеннолетнего, дело которого рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на заседание территориальной комиссии без уважительных причин они могут быть подвергнуты принудительному приводу через органы внутренних дел по мотивированному постановлению территориальной комиссии.

  1. Признав дело подготовленным, председатель, заместитель председателя или член территориальной комиссии, которому это поручено, до рассмотрения дела знакомит несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей образовательных учреждений, со всеми материалами, устанавливает, кто должен быть вызван на заседание территориальной комиссии, и назначает время и место рассмотрения дела.

О времени и месте проведения заседания территориальной комиссии извещаются лица, участвующие в рассмотрении дела.

  1. Заседание комиссии является правомочным при наличии не менее половины ее состава.

На заседании комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело которого рассматривается, его родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях — представителей образовательных учреждений.

При рассмотрении вопросов о внесении представлений в районный (городской) суд по уголовным делам об условно-досрочном освобождении от наказания осужденных несовершеннолетних, о замене им назначенного наказания более мягким и других представлений (ходатайств) в отношении осужденных на заседании территориальной комиссии обязательно присутствие представителя администрации воспитательной колонии и самого осужденного.

Территориальная комиссия вправе рассмотреть материалы на заседании в отсутствие несовершеннолетнего, если исследование и обсуждение обстоятельств может отрицательно повлиять на него.

  1. Рассмотрение комиссиями подведомственных дел об административных правонарушениях несовершеннолетних осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
  2. Территориальная комиссия рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснение несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:

применить меры воздействия, предусмотренные пунктами 21 и 22 настоящего Положения;

прекратить дело;

отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;

См. предыдущую редакцию.

передать дело в органы, осуществляющие доследственную проверку, дознания или предварительного следствия.

(абзац пятый пункта 39 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2017 года № УП-5269 — Национальная база данных законодательства, 01.12.2017 г., № 06/17/5269/0340)

  1. На заседании территориальной комиссии составляется протокол с указанием даты и места заседания, содержания рассматриваемого дела, сведений о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и краткой записью их объяснений, других данных, относящихся к делу, а также сведений об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим и ответственным секретарем территориальной комиссии.

Территориальная комиссия может проводить выездные заседания по месту учебы или жительства лиц, дела которых рассматриваются.

  1. Постановления территориальной комиссии принимаются простым большинством голосов.

Постановление территориальной комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.

В постановлении о применении мер воздействия указываются:

наименование территориальной комиссии; дата рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; наименование нормативно-правового акта, предусматривающего ответственность за совершенное правонарушение; принятое по делу решение.

Постановление территориальной комиссии подписывается председательствующим и ответственным секретарем территориальной комиссии и оглашается вслед за его принятием.

Копия постановления территориальной комиссии в течение трех дней вручается или высылается по почте несовершеннолетнему, его родителям или лицам, их заменяющим, а в необходимых случаях — органам и учреждениям, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

О принятом постановлении территориальная комиссия сообщает по месту работы, учебы или органам самоуправления граждан по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя, а также органам самоуправления граждан по месту жительства его родителей или лиц, их заменяющих.

  1. Для обеспечения выполнения решения районного (городского) суда по уголовным делам о направлении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение последний может быть помещен в центр социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел, где он содержится до оформления всех необходимых документов, до получения направления в Министерстве народного образования или Министерстве высшего и среднего специального образования, сроком не более тридцати дней.

В исключительных случаях срок пребывания несовершеннолетнего в центре социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел может быть продлен в порядке, установленном законодательством, не более чем на пятнадцать дней.

Центры социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел завершают оформление для несовершеннолетнего личного дела и после получения направления из Министерства народного образования или Министерства высшего и среднего специального образования на основании определения районного (городского) суда по уголовным делам, вынесенного по материалам комиссии, доставляют несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение.

  1. В целях выявления и устранения условий и причин, порождающих правонарушения среди несовершеннолетних, территориальные комиссии организуют учет дел о правонарушениях, рассмотренных на их заседаниях, ежеквартально обобщают данные этого учета в пределах района (города), области, города Ташкента, Республики Каракалпакстан.
  2. Постановление территориальной комиссии может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, а также их законными представителями и адвокатом в вышестоящую комиссию или в суд.

Обжалование постановления территориальной комиссии в вышестоящую комиссию производится в десятидневный срок со дня его вынесения. Решение вышестоящей комиссии по жалобе должно быть принято не позднее пятнадцати дней и является окончательным.

Обжалование постановления территориальной комиссии в суд производится в порядке, установленном законодательством.

Постановление территориальной комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

Постановление территориальной комиссии и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления и решения по жалобе до рассмотрения протеста.

  1. Подготовка и рассмотрение дел Республиканской комиссией осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей главой.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833

СОСТАВ

Республиканской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних

См. предыдущую редакцию.

1. Суннатов У.Дж. заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан, председатель Комиссии
2. Назармухамедов Д.А. первый заместитель министра внутренних дел Республики Узбекистан, заместитель председателя Комиссии
3. Алимова Г.З. заместитель председателя комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
4. Турсунбоев Ш.М. заместитель председателя комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
5. по должности заместитель министра культуры Республики Узбекистан
6. Касымов О.О. первый заместитель министра физической культуры и спорта Республики Узбекистан
7. Кенжаев Д.М. заместитель министра народного образования Республики Узбекистан
8. Салимов У.З. первый заместитель министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
9. Усманов А.А. заместитель министра юстиции Республики Узбекистан
10. Низамов Б.М. заместитель министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан
11. Баситханова Э.И. заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан
12. Турсунов Ё.Э. заместитель министра финансов Республики Узбекистан
13. Маруфова Г.М. заместитель председателя Комитета женщин Узбекистана
14. Мансуров К.Т. заместитель генерального директора Узбекского агентства по печати и информации
15. Аллаев Д.Х. первый заместитель председателя Фонда «Махалла»
16. Куранбаев К.К. председатель Центрального Совета Союза молодежи Узбекистана
17. Убайдуллаева Р.А. директор Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр»
18. Юсупов О.О. председатель Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан
19. Кодиров А.К. руководитель Республиканского центра духовности и просветительства
20. Юсупова И.Т. председатель Ассоциации поддержки детей и семей
21. Инамова С.Т. председатель Международного неправительственного благотворительного фонда «Соглом авлод учун»
22. Астонов С.М. начальник отдела Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, руководитель ответственного подразделения рабочего органа.

Примечание: при переходе членов Комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.

(приложение № 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2018 года № УП-5456 — Национальная база данных законодательства, 07.06.2018 г., № 06/18/5456/1316)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833

ПОЛОЖЕНИЕ

о Республиканской межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми

Глава 1. Общие положения

  1. Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми (далее — Комиссия) является органом, координирующим деятельность государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми.
  2. Решения, принимаемые Комиссией, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, ведомствами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями.
  3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, настоящим Положением и другими актами законодательства.
  4. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, иными организациями, а также создаваемыми территориальными комиссиями Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента, районов (городов) по противодействию торговле людьми (далее — территориальные комиссии).

Глава 2. Основные задачи Комиссии

  1. Основными задачами Комиссии являются:

организация разработки и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми, а также контроля за их исполнением;

координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в области противодействия торговле людьми в целях обеспечения эффективности их деятельности, тесного взаимодействия и слаженности работы;

оценка, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по противодействию торговле людьми;

изучение практики выявления, расследования, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с торговлей людьми;

выявление, анализ и устранение причин и условий системных недостатков путем совершенствования правоприменительной практики и законодательства;

организация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих торговле людьми;

разработка и реализация мер по улучшению взаимодействия государственных органов и организаций в противодействии торговле людьми;

сбор, хранение, обработка, анализ информации по противодействию торговли людьми, а также ее использование в целях повышения эффективности деятельности соответствующих государственных органов и организаций;

подготовка предложений по улучшению работы по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми, совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

организация мероприятий по информированию населения о вопросах противодействия торговле людьми;

руководство и контроль деятельности специализированных учреждений по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми;

координация деятельности территориальных комиссий.

Глава 3. Права и обязанности Комиссии

  1. Комиссия имеет право:

принимать решения, направленные на улучшение координации деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми и территориальных комиссий по противодействию торговле людьми;

запрашивать и получать в установленном порядке от министерств, государственных комитетов и ведомств, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций информацию, относящуюся к компетенции Комиссии;

по результатам анализа о масштабе, состоянии и тенденциях торговли людьми вносить предложения по улучшению работы по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми, а также по совершенствованию законодательства в сфере торговли людьми;

заслушивать отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми;

создавать рабочие комиссии и (или) экспертные группы для изучения и подготовки предложений по важнейшим вопросам деятельности Комиссии, а также привлекать специалистов к работе в этих комиссиях и группах.

вносить предложения в соответствующие органы государственной власти и управления, другие организации о привлечении к ответственности их должностных лиц за неисполнение законодательства и решений Комиссии по вопросам противодействия торговле людьми;

приглашать на координационные совещания должностных лиц органов государственной власти и управления, общественных объединений и иных организаций, не являющихся членами Комиссии;

инициировать поощрение лиц, активно участвующих в противодействии торговле людьми.

Комиссия может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

  1. Комиссия обязана:

исполнять решения Президента и Правительства Республики Узбекистан по организации мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по противодействию торговле людьми;

осуществлять контроль и мониторинг за своевременным исполнением решений, принятых Комиссией.

Комиссия может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 4. Организация работы Комиссии

  1. Персональный состав Комиссии утверждается Президентом Республики Узбекистан.
  2. Территориальные комиссии образуются в составе председателя (руководитель органа внутренних дел), заместителя председателя и членов. В состав территориальных комиссий включаются, как правило, руководители правоохранительных органов, а также органов по труду, государственного управления образованием, управления государственной системой здравоохранения, иных органов государственного управления и представители негосударственных некоммерческих организаций.
  3. Комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе и проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
  4. Комиссия возглавляется председателем, который:

руководит деятельностью Комиссии;

созывает и председательствует на заседаниях Комиссии;

утверждает повестку дня заседаний Комиссии;

утверждает планы работы Комиссии.

  1. Функции рабочего органа Комиссии выполняет Министерство внутренних дел Республики Узбекистан (далее — рабочий орган).
  2. Рабочий орган:

разрабатывает планы работы Комиссии, осуществляет контроль за их выполнением, а также организует текущую работу Комиссии в соответствии с утвержденным планом;

организует подготовку материалов по вопросам, включаемым в повестку дня заседаний Комиссии;

подготавливает проекты решений и иных документов по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

организует контроль и мониторинг за исполнением решений Комиссии;

обеспечивает рассмотрение поступающей корреспонденции, осуществляет переписку и подготовку решений по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

взаимодействует со средствами массовой информации;

осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии.

Рабочий орган может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.

  1. Государственные органы, осуществляющие противодействие торговле людьми, в пределах своей компетенции, ежеквартально представляют в Комиссию:

отчеты о состоянии противодействия торговле людьми;

предложения по устранению причин и условий совершения преступлений, связанных с торговлей людьми.

  1. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.

Решения Комиссии оформляются протоколом, подписываемым членами Комиссии, участвовавшими в заседании, и утверждаемым председателем Комиссии. При подписании протокола члены Комиссии вправе письменно выразить свое особое мнение.

  1. Решения Комиссии направляются государственным органам, осуществляющим противодействие торговле людьми, а также заинтересованным органам государственной власти и управления, иным организациям, руководители которых несут ответственность за своевременное и полное их исполнение.

В целях качественного исполнения решений Комиссии руководителями государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми, организуются мониторинг и контроль за ходом их исполнения.

  1. Планы работы Комиссии составляются на каждое полугодие на основании предложений, поступивших от членов Комиссии, рассматриваются на заседании Комиссии и утверждаются ее председателем.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833

СОСТАВ

Республиканской межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми

См. предыдущую редакцию.

1. Назармухамедов Д.А. первый заместитель министра внутренних дел Республики Узбекистан, председатель Комиссии
2. Азимов М.Б. заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан, заместитель председателя Комиссии
3. Жураев Н.С. заместитель министра юстиции Республики Узбекистан
4. Бекенов Х.С. первый заместитель министра экономики Республики Узбекистан
5. Хаджибаев А.М. первый заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан
6. Низомов Б.М. заместитель министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан
7. Вахабов Ж.А. первый заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан
8. Мирзаев Р.Э. командующий пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан
9. Раимов Б.Я. первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан
10. Турсунов Ё.Э. заместитель министра финансов Республики Узбекистан
11. Маруфова Г.М. заместитель председателя Комитета женщин Узбекистана
12. Саидов А.Х. директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека
13. Мирзаджанова Д.М. заместитель председателя Фонда «Махалла»
14. Куранбаев К.К. председатель Центрального Совета Союза молодежи Узбекистана
15. Мухаммадиев У.Н. Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман)
16. Убайдуллаева Р.А. директор Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр»
17. Нурмухаммедов Т.А. начальник управления Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, руководитель ответственного подразделения рабочего органа.

Примечание: при переходе членов Комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.

(приложение № 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2018 года № УП-5456 — Национальная база данных законодательства, 07.06.2018 г., № 06/18/5456/1316)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833

СХЕМА

координации работ по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью

См. предыдущую редакцию.

(приложение № 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2018 года № УП-5456 — Национальная база данных законодательства, 07.06.2018 г., № 06/18/5456/1316)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833

СХЕМА

организации мероприятий в рамках Дня профилактики правонарушений

 

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 12, ст. 184, № 37, ст. 982; Национальная база данных законодательства, 01.12.2017 г., № 06/17/5269/0340; 15.02.2018 г., № 06/18/5343/0703, 07.06.2018 г., № 06/18/5456/1316, 11.07.2018 г., № 06/18/5475/1489)